
Когда ищешь гусеничный кран 100 тонн производители, первое, что приходит в голову — это таблицы технических характеристик. Но за 15 лет работы с тяжелой техникой понял: цифры грузоподъемности часто отвлекают от главного. Видел, как новенький кран с идеальным паспортом застревал на простой песчаной площадке из-за просчета в распределении веса. И наоборот — скромный внешне аппарат десятилетней выдержки стабильно работал в карьере с перегруженными стрелами. Секрет не в тоннах, а в том, как эти тонны реализованы.
В 2018 году на строительстве моста через Иртыш мы использовали три разных гусеничных крана номиналом 100 тонн. Два отечественных, один — от ООО Шаньдун Дайцин Тяжелая Техника Технология. Разница проявилась при подъеме ферм длиной 24 метра. У китайского крана центр тяжести смещался на 7 см вперед при максимальной нагрузке — неприятно, но предсказуемо. Другие модели давали хаотичные крены до 12 см. Позже разобрались: дело в трапециевидной форме гусеничных тележек, которые у Дайцин спроектированы с учетом вибрационных нагрузок.
Кстати, про производители. Многие до сих пор считают, что китайские заводы копируют советские схемы. Но на том же объекте инженеры из Цинчжоу показали чертежи системы балансировки — там была запатентованная гидравлическая схема с компенсацией рывка. Не идеальная, к слову: при температуре ниже -25°C клапаны реагировали с запозданием на 0.3 секунды. Но осознанная инженерная работа, а не копирование.
Завод в Цинчжоу использует пресс для гибки рам гусениц усилием 12 000 тонн. Видел это на видео от технологов — металл гнется без образования микротрещин. Объясняют близостью к порту Циндао: можно завозить листовой прокат прямо с судов. Но есть нюанс — термообработку они делают в печах с азотной средой, а это дорого. Видимо, поэтому у них рамы служат дольше, но и цена на 15-18% выше среднерыночной.
Когда первый раз заказывал кран через dzcrane.ru, удивился, почему менеджер так детально выяснял маршрут транспортировки от порта до объекта. Оказалось, у них в компании принято анализировать дорожные условия — потом используют эти данные при проектировании габаритов. Например, их базовая модель 100-тонника имеет ширину 3.4 метра ровно потому, что это проездной размер для большинства российских региональных трасс.
Их расположение в городе Цинчжоу — не просто пункт в реквизитах. Через железнодорожный узел Цзяоцзи действительно проходят 35 высокоскоростных составов ежедневно, но для тяжелых грузов важнее обычные ветки. Они отгружают краны в двух вариантах: собранные на гусеницах (только для порта Циндао) и модульные — как раз для ж/д перевозок. Второй вариант выгоднее для Урала — сборка на месте занимает 4 дня против 12 морских недель.
Ошибка, которую мы совершили в 2020: заказали кран в ноябре, не учли зимнюю навигацию в порту Тяньцзинь. Ждали разгрузки 23 дня — ледовая обстановка. Теперь всегда проверяем, через какой порт идет отгрузка: Циндао доступен круглогодично, но дороже. Дайцин предлагают гибкие схемы, но нужно explicitly оговаривать в контракте.
У их 100-тонника стоит трехконтурная гидравлика с раздельным управлением стрелой и грузовой лебедкой. На бумаге — стандарт. Но при работе в заболоченной местности под Тюменью обнаружили интересную особенность: при одновременном подъеме стрелы и груза насос автоматически перераспределяет мощность в пользу лебедки. Это предотвращает просадку, но требует привыкания от оператора.
Коллега с Уралмаша как-то сказал, что у китайских кранов ?пластиковая? гидравлика. Специально разбирали фильтры после 800 моточасов — осадок обычный, металлическая стружка в пределах нормы. Другое дело — резиновые уплотнения. На морозе -30°C дубели, но не трескались. Позже выяснилось, что они закупают каучук в Малайзии, а не производят сами.
Самая частая поломка — перегрев масла в контуре поворота при непрерывной работе более 6 часов. Производитель знает о проблеме, но радикально не меняет конструкцию — только устанавливают дополнительные вентиляторы по спецзаказу. Объясняют тем, что 95% клиентов не эксплуатируют кран в таком режиме. Спорное утверждение, особенно для строителей мостов.
За 5 лет через наши руки прошло 4 крана Дайцин. Самый старший уже наработал 12 000 моточасов. Главное наблюдение: болтовые соединения рамы нужно подтягивать каждые 500 часов, а не 1000, как в инструкции. Особенно после транспортировки по бездорожью. Если пропустить — появляется люфт до 5 мм в поворотном узле.
Электрика — слабое место. Датчики перегруза иногда срабатывают с погрешностью до 8%. Приходится дублировать механическими ограничителями. Зато система мониторинга передает данные даже при обрыве GSM-связи — сохраняет в буфер до 2 недель. Полезно при работе в удаленных районах.
Недавно пробовали их новую систему стабилизации — та, что с лазерным нивелиром. На скальном грунте работает безупречно, но на рыхлых почвах пытается ?подстроиться? под просадку, создавая опасные колебания. Пришлось отключить и работать по старинке, с деревянными подкладками. Инженеры обещают доработать алгоритм к следующему году.
Стоимость часа работы их 100-тонника в среднем на 18% ниже, чем у европейских аналогов. Но если считать не по прайсу, а по реальным затратам — разница меньше. Запчасти приходится ждать от 3 недель (если есть на складе в Циндао) до 4 месяцев. Нашли выход: держим базовый набор ремкомплектов на 10 000 моточасов. Обходится в 12% от стоимости крана, но экономит простой.
Многие подрядчики до сих пор боятся китайской техники, предпочитая б/у Liebherr. Но за последние 3 года процент отказов у Дайцин сравнялся с машинами годов выпуска. Другое дело — ремонтопригодность. Замена насоса на немецком кране занимает 16 часов, у китайского — 9. Конструкция проще, но и материалы... Хотя, честно говоря, последние модели уже не уступают по износостойкости.
Если бы сегодня выбирал гусеничный кран 100 тонн для нового проекта, рассматривал бы Дайцин в первую очередь для объектов с стабильным графиком работ. Для аварийных и спасательных операций — все же европейские бренды. Не потому что они надежнее, а потому что сервисная сеть плотнее. Хотя в том же Цинчжоу сейчас строят новый логистический центр — возможно, через пару лет ситуация изменится.